В последние годы в российском образовании сложилась ситуация, когда школы испытывают дефицит учителей и ждут от педагогических вузов компетентных выпускников, а вузам для подготовки этих кадров необходимы абитуриенты, мотивированные на педагогическую профессию. Такое постоянно нарастающее пересечение интересов школы и педвуза все чаще приводит к осознанию необходимости выхода на новые уровни взаимодействия, для которых будут характерны систематичность совместного решения образовательных задач, документализация договоренностей, согласованные регламенты, планирование деятельности и ресурсного распределения.
Профессиональное воспитание будущего учителя — это длительный процесс, который начинается задолго до поступления молодого человека в профессиональное учебное заведение и начала работы. Многолетний опыт педагогического образования в нашей стране говорит о том, что большое значение имеет допрофессиональная подготовка, в том числе на базе профильных психолого-педагогических классов, особенностью деятельности которых является единство в целях, содержании, методах обучения и воспитания и вариативность с точки зрения построения учебных курсов, программ деятельности.
Предназначение психолого-педагогических классов сформулировано Министром просвещения Российской Федерации С.Кравцовым как «бесшовное» поступление в педагогический вуз посредством сдачи предпрофессионального экзамена.
В 2022-2023 учебном году МБОУ «СОШ № 197» планирует открыть 10-ый профильный психолого-педагогический класс, учебный план которого помимо привычных предметов включает в себя основы педагогики, психологии, педагогический практикум и организацию педагогических проб, различные спецкурсы и ориентирован на освоение профессий типа «человек – человек».
Целями допрофессионального обучения и воспитания школьников являются формирование у старшеклассников представления о педагогической профессии, отношения к учителю как профессионалу, ориентирование учащихся в системе ценностей, которые отражают специфику педагогической деятельности, организация самопознания, развитие профессиональных интересов, профессиональное самоопределение, соотнесение собственных возможностей, особенностей с представлениями о профессии.
На уроках, практикумах, во время педагогических проб и летней педагогической практики старшеклассники смогут оценить свои возможности и профессиональные ограничения, познать особенности профессии, соотнести требования профессии и индивидуальных целей, ценностей особенностей; идет процесс активного самоопределения личности.
Большое значение в процессе обучения в психолого-педагогическом классе будет иметь практическая деятельность школьников: профессиональные пробы и педагогическая практика на каникулах, в летнем оздоровительном лагере, в Школе вожатых в течение учебного года, участие в мероприятиях сетевого образовательного проекта ТГПУ «Открытый педагогический класс».
Кроме того, важной является социальная направленность деятельности учеников психолого-педагогического класса, так как это позволит показать старшеклассникам предназначение деятельности учителя, ее направленность на служение государству, обществу, воспитание личности. В период обучения будут реализованы различные социальные проекты, акции, ребята проведут поисковую, краеведческую работу, станут станет основой для развития как личностных качеств, необходимых для учителя, так и возможностью для ребят реализовать себя, приобрести социальный опыт.
Особые помогающие отношения между всеми участниками образовательного процесса, возможности профессиональных проб, опыт работы с детьми, рефлексия своей деятельности даст возможность каждому осознать свой потенциал, быть одновременно учениками и учителями и с этих разных позиций воспринимать себя, свои возможности и педагогическую действительность.